Среда, 29 мая 2024, 03:52 мск

Новости, Кратко

Ученые назвали причину катастрофического изменения климата Земли

Ученые выяснили, что необъяснимый рост количества углерода в атмосфере Земли и повышение ее температуры на 5-8 градусов Цельсия, которые произошли 56 млн лет назад, были вызваны столкновением с нашей планетой кометы или астероида. Такое заявление сделала группа американских ученых, которые обнаружили следы доисторической катастрофы планетарного масштаба в горных породах. Свои выводы геологи представили в статье, опубликованной в журнале Science.

Они считают, что изменения климата, которые произошли в палеогеновом периоде (65-23 миллионов лет назад), известны как палеоцен-эоценовый термический максимум (по-английски PETM). Большая часть углекислого газа, выброшенного в атмосферу, растворилась в океанах, что повысило кислотность морской воды. Также произошло вымирание значительного количества видов.

Геологи исследовали отложения на побережье в штате Нью-Джерси. Изначально они рассчитывали обнаружить ископаемые останки фораминифер – раковинных одноклеточных организмов. Вместо этого они нашли стекловидные темные шарики. Образования напоминали микротектиты – фрагменты стекла, образующиеся при падении комет или астероидов.

Версия, что микротектиты являются продуктом вулканического извержения, была отвергнута, поскольку содержание воды в них было слишком низким – 0,03 процента. В их составе обнаружился плавленый кварц, что является следствием воздействия высоких температур. В отдельной статье ученые описали состав пород, располагающихся выше слоя со сферами. Обнаруженный здесь древесный уголь содержал остатки сгоревших растений, что указывало на обширные лесные пожары.

По мнению ученых, находка говорит о том, что космическое тело диаметром несколько километров столкнулось с Землей. Тем не менее, такие выводы подверглись критике со стороны других специалистов. Например, удар со сравнительно небольшим объектом не мог вызвать глобальные климатические изменения. Кроме того, микротектиты не были найдены в других отложениях, относящихся к периоду PETM. Если ученые найдут доказательства, что шарики образовались в самом начале PETM, то гипотеза столкновения подтвердится. Однако, передает «Лента.ру», существует большая вероятность того, что пробы были загрязнены.

Нью-Джерси, Иван Гридин