Суббота, 18 мая 2024, 18:56 мск

Биологи ищут способ увеличить пенисы птицам

Американские и британские биологи открыли секрет микроскопических пенисов у птиц. Выявление ключевого гена может, как рассчитывают специалисты, приблизить и к ответу на вопрос о том, почему эволюция наделила птиц крошечными гениталиями.

Биологи исследовали процесс роста пениса у эмбрионов нескольких разных видов. Ученые наблюдали за развитием селезней и петухов, эму и дальних соседей птиц по эволюционному дереву, крокодилов, приводит Lenta.ru пересказ исследования, опубликованный Nature News под названием «How the chicken lost its penis».

Селезни отличаются пенисами очень большого размера, а петухи, напротив, представляют типичный для птиц пример недоразвитых мужских гениталий. Сопоставление процесса роста члена у эмбрионов позволило исследователям выявить ключевое отличие на молекулярном уровне и понять, как именно возникает разительное отличие репродуктивных органов самцов птиц друг от друга.

Ученые выяснили, что практически сразу после начала роста пениса у петухов включается в растущих клетках ген Bmp4. Синтез соответствующего белка запускает каскад биохимических реакций, приводящих к апоптозу, самоуничтожению клеток, и рост органа прекращается. Если ген Bmp4 заблокировать специальным белком, то процесс апоптоза можно предотвратить, получив птиц с аномально большими половыми органами (на фоне собратьев по виду) и эту возможность биологи продемонстрировали на практике в ряде экспериментов.

Понимание молекулярных механизмов ограничения роста пениса важно потому, что оно позволяет приблизится к ответу на вопрос о том, зачем многим птицам потребовался столь небольшой половой орган. Фактически длины члена птицам недостаточно даже для проникновения в самку: сперма впрыскивается за счет сокращения мышц, поэтому полноценный коитус курам и многим другим видам просто не нужен. Но в то же время утки имеют аномально длинные репродуктивные органы, которые еще и закручены в форме спирали.

Спиралевидная форма гениталий помогает самкам уток отбирать себе партнеров, поскольку против воли самки совершить половой акт становится практически невозможно; по мнению канадского биолога Роберта Монтгомери из университета Квинс в Онтарио аналогичный половой отбор мог работать и у кур. Самки выбирали самцов с микропенисами, избегая петухов с большим половым органом и тем самым снижали риск изнасилования (у некоторых видов птиц распространены изнасилования, приводящие иногда к травмам и смерти самки); за счет этого естественный отбор мог двигаться в сторону уменьшения половых органов.

Лондон, Алексей Усов