Среда, 29 мая 2024, 19:26 мск

Химики помогут очистить природу от урановых отходов

Химики заставили инертный диоксоуран (уранил, UO22+) вступить в реакцию. Это достижение может пригодиться для очистки окружающей среды от урановых отходов, сообщает Лента.ру со ссылкой на журнал Nature.

Диоксоуран представляет серьезную опасность: во-первых, все его растворимые соли ядовиты (например, UO2(NO3)2), во-вторых, входящий в его состав уран может быть радиоактивным. Диоксоуран попадает в окружающую среду, в частности, с отходами от добычи урана, ядерных электростанций, производства ядерного оружия.

Особенности строения UO22+ делают его сравнительно инертным. Связь между атомами урана и кислорода очень сильна, за счет чего кислород не образует никаких других прочных связей. Соответственно, до сих пор было практически невозможно получить нерастворимую соль диоксоурана. Это сильно затрудняет очистку окружающей среды от него.

Химики из университета Эдинбурга создали специальную органическую молекулу, которую они сами сравнивают с Пакманом – персонажем старой компьютерной игры, напоминающим колобка с большой пастью.

«Пакман» «заглатывает» один из атомов кислорода, что слегка изменяет форму молекулы и ослабляет связь урана со вторым атомом кислорода. Второй атом становится более реакционноспособным – в частности, может соединяться с кремнийсодержащими группами «Пакмана».

Практических применений данная реакция пока не имеет, однако показывает, что диоксоуран в принципе может образовывать устойчивые соединения, которые сравнительно легко удалить из водного раствора.

На схеме: Органическая молекула («Пакман») захватывает один из атомов кислорода в диоксоуране (красным), позволяя второму образовывать соединения